ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2024года
Интересы
Интервью

«Громоздкие и страшные документы добавляют работникам ненужный стресс»

Антон Вашкевич

Эксперт в лигал-дизайне, юридических технологиях и юридической эффективности, управляющий партнер компании «Симплоер». В прошлом юрист по слияниям, поглощениям и корпоративным реструктуризациям, руководитель юридического департамента. Автор книг о лигал-дизайне, машиночитаемом праве и статей об эффективности работы юристов и юридических служб. Спроектировал документооборот для крупнейших компаний, руководил ключевыми для рынка проектами по лигал-дизайну. Ввел в широкий оборот целый ряд подходов в технике подготовки юридических документов.

Беседовала: Оксана Волкова. Фото: Николай Покровский

— Антон, традиционно внутренние политики и должностные инструкции компаний написаны канцелярским языком, они громоздкие и не отличаются изысканностью в оформлении. Такие документы сложно читать не только сотрудникам, но и самим разработчикам ЛНА. Скажите, с чем связана такая традиция?

— Практически все ЛНА организаций написаны чудовищно. Юристы крайне редко пишут политики и инструкции для нормальных людей. Мало кто из них всерьез рассчитывает, что эти документы будут читать и тем более исполнять. Как это ни странно, но в реальной жизни внутренние документы не имеют прямого действия. Поэтому появляются краткие пересказы текста, пояснения, постоянные рассылки.

Я считаю, что разработчики ЛНА сохраняют традицию писать сложно и непонятно по нескольким причинам. Первая: безразличие к основному читателю — работнику. Авторам концептуально неважно, как документом будут пользоваться. Вторая: они просто не умеют по-другому. Делать удобные и качественные документы почти никто не учит. От университетских работ и учебников до законов и судебных актов — все вокруг написано одинаково тяжело.

Есть еще одна причина создания тяжелых ЛНА — это персонажи, которые искренне считают, что писать «юридическим языком» их священная обязанность. Они просто верят в магию канцелярита и используют его как заклинание.

— Может быть, в таких документах все же есть неочевидные плюсы? Или они лишь создают проблемы для бизнеса?

— Устаревшие документы — это такая же проблема для бизнеса, как разваливающаяся недвижимость или убитое оборудование. Плюсов у них нет. Документы, которые невозможно прочитать, так же невозможно исполнить. Соответственно, процессы, которые нужны бизнесу, становятся менее управляемыми. Службы тратят время на осмысление текста, подготовку разъяснений для конечных пользователей и другую непродуктивную деятельность — и все это за счет ресурсов бизнеса. Громоздкие и страшные документы добавляют ненужный стресс работникам, которые все же решили заняться их чтением.

— У некоторых юристов есть мнение, что с «упрощенными» ЛНА в возможном трудовом споре работодателю будет сложнее убедить суд в своей правоте. Чем меньше работник поймет в документах, тем меньше вероятность, что он вообще пойдет в суд. А вы как считаете?

— Действительно, чаще всего документы разрабатывают с прицелом на суд, проверки и конфликтные ситуации. Так делают, чтобы при случае можно было найти какую-нибудь трехэтажную фразу, в которой спрятано секретное правило. Я считаю, что разработчики таких документов не понимают, что им нужно делать в профессии. Специально мутно писать, чтобы работник ничего не понял, это просто позор и профессиональный провал. Это означает, что в документе хотят спрятать что-то дикое, что людям просто невозможно нормально объяснить и на что нормальный сотрудник никогда бы не согласился. С такими юридическими наперсточниками нужно прощаться.

Запутанный документ не избавит от рисков, а только отложит их решение. Рано или поздно с этими рисками придется разбираться. Моя компания дольше всех на рынке работает в сфере лигал-дизайна. Мы постоянно оптимизируем сложнейшее регулирование в высокорисковых и капиталоемких отраслях. Я вижу, что даже самую комплексную норму можно сформулировать понятно и по-человечески. Разработка понятного и удобного документа совершенно не равна выкидыванию из него важного регулирования. К слову, и суд, ради которого вроде как и пытаются городить стены текста, наоборот, будет благодарен за чистый однозначный текст.

— Какие самые частые проблемы вы видите в документах?

— Здесь все компании одинаково несчастливы: сплошной нечитаемый текст, забитый канцеляризмами и клише; любительская структура документов, в которой сложно ориентироваться; непонятная логика системы документов — сложно разобраться, что приоритетнее, что к чему относится; бесконечные повторения регулирования, размазанные по всему документообороту; безобразное форматирование из 90-х и неприятный внешний вид.


От редакции

Когда можно заключить срочный договор и что в нем писать. Памятку для работодателей с примерами формулировок для договоров найдете в статье.

— Какие аргументы вы приводите консервативным юристам, чтобы «влюбить» их в лигал-дизайн?

— Удобный документ как инструмент для бизнеса можно сравнить с хорошей IT-системой, с ним должно быть приятно работать. Мы показываем документы нового поколения — с понятным текстом, модульной структурой, идеально отточенной версткой, удобными решениями. Многие юристы, даже очень классические, видят, что именно за этим будущее. Тогда они становятся открытыми к новым идеям. Часть консервативных юристов искренне стараются сделать жизнь компаний, в которых работают, лучше. Поэтому то, что дает бизнесу ценность, они готовы принимать. В конце концов, честолюбивым юристам приятно гордиться своей работой. А лигал-дизайн позволяет сделать юридический продукт очень высокого качества, который поможет решить задачи бизнеса.

Эффект от лигал-дизайна виден на разных уровнях. В договорном документообороте — это сокращение в три-четыре раза времени от инициации договора до подписания. В клиентских документах — улучшение пользовательского опыта тех, кто платит деньги. Во внутренних документах — повышение предсказуемости управления, наведение порядка в процессах и уменьшение стресса сотрудников. Оптимизация документооборота в крупной компании — это инвестиция, которая быстро окупается и дает огромную ценность бизнесу.

«Симплоер»

Юридическая компания «Симплоер» — одна из первых команд в мире, которые специализируются исключительно на лигал-дизайне и повышении эффективности юридических департаментов. С 2014 года «Симплоер» разрабатывает решения, которые делают работу юристов быстрее, продуктивнее, экономичнее, точнее и удобнее для бизнеса.

— Есть ли документы в сфере трудовых отношений, которые вообще не нужны компании, или те, которые не стоит упрощать?

— Мы не трогаем документы, которые требуются законодательством, — от них отказаться не получится. Хотя документы, которые создавали в XX веке под процессы советских заводов и учреждений, выглядят совершенно нелогично для процессов компаний XXI века, пронизанных технологиями.

Отказываться или нет от каких-то документов — зависит от компании. В древнем документообороте, который десятилетиями обрастал инструкциями и положениями, конечно, надо наводить порядок. В идеале нужно сперва думать не о том, какие документы улучшать, а о том, как вообще должна выглядеть человекоориентированная система документов, регулирующая трудовые отношения. Где общие документы, где для редких случаев, как они соотносятся друг с другом, как их поддерживать в актуальной редакции, как избежать дублирования одной и той же мысли в 10 разных документах.

Но независимо от того, какой перед нами документ, — предусмотренный ТК или созданный по собственной инициативе компании, ни один из них не должен быть страшным и непонятным. Если под упрощением документов понимать избавление от сложности и невозможности использования, тогда их все нужно упрощать.

— С какими запросами к вам обращаются компании?

— Мы выполняем самые крупные и знаковые на рынке проекты по оптимизации договорной документации (ключевые для бизнеса доходные и расходные договоры, общие условия). Например, мы оптимизировали договоры для одной из крупнейших добывающих компаний. В рамках проекта нам дали для работы 100 шаблонов. Мы внедрили концептуально новый подход к архитектуре регулирования, в результате чего осталось только два активных шаблона и несколько приложений, плюс пара общих документов. Стало удобнее всем: менеджерам, специалистам по автоматизации документов, контрагентам. Время на согласование и подписание договоров, по отзывам клиента, сократилось в четыре раза.

Другой пример — оптимизация кредитно-обеспечительной документации для сегмента крупного бизнеса известного банка. Раньше эти документы были очень тяжелыми для работы. Клиенты постоянно жаловались, а в некоторых случаях вообще уходили в другие банки. Новая документация кардинально улучшила пользовательский опыт клиентов и ускорила сделки.

Также мы ведем проекты по реинжинирингу внутренней документации.

— Как происходит этот процесс?

— Мы предлагаем варианты, как упростить тексты документов, сделать логичную структуру, внедряем профессиональный дизайн и удобную навигацию. Не только улучшаем документы, но и помогаем пересмотреть сам подход к документообороту — разрабатываем логичную и простую иерархию регулирования; исключаем бесконечное дублирование; вводим понятные названия, термины, заголовки; объясняем, что нужно регулировать, а что не стоит; готовим документы к автоматизации. Дополнительно разрабатываем гайд, который описывает, как компании поддерживать современный документооборот в здоровом состоянии.

Некоторые авторы документов иногда с удивлением говорят: «Знаете, мы наконец-то поняли, что все это время было написано в наших документах». Фидбэк получаем как через полгода, так и спустя пять лет. Клиенты говорят, что все летает, документы работают. Согласование теперь занимает не месяцы, а дни или даже часы.

Какие выгоды получает компания, избавившись от кошмара в документообороте

Улучшается соблюдение процедур и политик. Когда документы понятные и легко читаются, сотрудники с большей вероятностью будут соблюдать правила, которые в них прописаны. Это повышает предсказуемость работы и результатов, уменьшает риск юридических и операционных нарушений, а также предотвращает возможные конфликты внутри компании. Понятное регулирование упрощает принятие правильных решений и усиливает автономность сотрудников.

Повышается прозрачность и уменьшается дискомфорт в команде. Когда работнику понятно, что от него хочет работодатель и какая последует реакция в случае соблюдения или несоблюдения правил, он спокоен и чувствует себя более защищенным. Нет предпосылок для возникновения конфликтных ситуаций на ровном месте. Кроме того, прозрачность внутренней политики дает большую уверенность в том, что компания и руководство понимают, что делают, и заодно укрепляет корпоративную культуру и HR-бренд работодателя. Правда, встречается такой стиль руководства, когда менеджеры, наоборот, считают, что чем больше сотрудники чувствуют себя бесправными рабами, тем лучше. Но такие руководители точно не будут читать интервью про лигал-дизайн.

Снижаются риски для компании и нагрузка на юридический и HR-отделы. Оптимизированные документы требуют меньше времени на то, чтобы разъяснять сотрудникам их смысл и разгребать никому не нужные конфликты и риски. Снижается вероятность ошибок, связанных с влиянием человеческого фактора. Такие документы проще и быстрее читать, заполнять, проверять, согласовывать и исполнять. Кроме того, логичные и минималистичные HR-процессы снижают общую административную нагрузку. Это освобождает ресурсы для более важных задач и повышает эффективность всей компании.

Масштабируется документооборот. Внутренние документы будут нужны всегда. Обновлять существующие ЛНА и создавать новые нужно регулярно. Стройный, логичный, структурированный и современный документооборот позволяет быстрее улучшать процедуры и актуализировать корпоративные политики, а также вовремя реагировать на постоянные изменения внешнего мира. Оптимизированные документы могут прослужить не два-три года, а 10 лет и больше.

— Как долго может длиться проект по оптимизации ЛНА?

— Это зависит от того, кто занимается процессом. Если обязанность пересмотреть документооборот вешают на сотрудников в качестве дополнительной нагрузки к огромному количеству их повседневных задач, то такие проекты длятся годами.

По вопросам эффективности (не только документооборота, но и бизнес-процессов) лучше обращаться к внешним экспертам, которые специализируются именно в необходимой вам области. Тогда первые результаты можно получить уже через несколько месяцев. Эксперты сильно сэкономят время компании, помогут взглянуть на состояние документооборота со стороны и внедрят лучшие практики.

— Кто от компании участвует в процессе оптимизации документооборота?

— В таких проектах нужно участие и служб, занимающихся документооборотом (HR, юристы, методологи), и самих работников, для которых пишутся документы, и менеджмента, от которого нужна воля и поддержка изменений.

— Далеким от лигал-дизайна людям кажется, что он про картинки, схемы и украшательство. Почему это не так?

— Я считаю, что красота должна быть во всем, что мы делаем. У хороших юридических команд внешний вид документов — это знак качества их продукта. Но лигал-дизайн — это в первую очередь глубокая инженерная работа с документооборотом. Красота здесь в достижении большего результата меньшими средствами.

На уровне ощущений люди понимают, что сегодняшние документы ужасно неудобные. Поэтому идея сделать их классными бизнесу быстро понравилась. Но как только лигал-дизайн стал набирать популярность, разные ребята в поисках быстрого хайпа начали делать розовые инструкции с котиками и рюшечками — такие же нечитаемые, но зато «веселенькие», договоры-комиксы, которые даже с простым предметом регулирования стали ребусами со звездочкой, и прочий шок-контент. Украшательство от лигал-дизайна еще дальше, чем просто классические стены текста.

Настоящий лигал-дизайн — это не веселые картинки, а работа с архитектурой регулирования в большом документообороте, модульная структура документа, лаконичный и дружелюбный текст и современная профессиональная верстка.

Не пропустите в номере:
Как прокуроры будут следить за работодателями по новой методичке Генпрокуратуры
Суд восстановил работника. Как компании уклоняются от исполнения решения суда и почему так делать нельзя
Как оформить отказ работника от получения пособия по уходу за ребенком