КАК ВНЕДРИТЬ РОБОТА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ КОМПАНИИ
При роботизации HR-процессов отталкивайтесь от планируемой экономии, а не от желания внедрить робота.
Постарайтесь избавиться от желания внедрить робота только потому, что это на слуху. Роботизация бизнес-процессов (перевод термина Robotic process automation (RPA)) — такой же инструмент автоматизации, как и другие, только грамотно упакованный с технической и маркетинговой точки зрения. У маркетинговой упаковки RPA есть и обратная сторона — роботизацию часто противопоставляют автоматизации. Это усложняет роботизацию HR. Роботизируется не то, что нужно, либо робот не внедряется потому, что «да я на „1С“ такое сделаю за неделю».
Подойдите к вопросу не со стороны желания внедрить робота, а со стороны желания упростить и ускорить выполнение задач. Сначала роботизируйте несколько рутинных HR-процессов. Идеально, если это будут однообразные действия либо процесс, связанный с копированием и вставкой информации между окнами программ.
Посоветуйтесь с HR-менеджерами о том, какие именно процессы лучше роботизировать. Разложите их на последовательность действий. Так вы поймете, нужна ли RPA, или достаточно оптимизировать процесс организационными способами. Понять, будет ли выгода от роботизации, нетрудно. Во-первых, подсчитайте, сколько времени тратит сотрудник на выполнение задачи и какую зарплату за это время получает. Во-вторых, сравните полученную сумму с затратами, которые вы понесете, если решите автоматизировать процесс. Также учитывайте репутационную составляющую. Ведь качественные HR-процессы положительно влияют на лояльность сотрудников.
Роботизируйте HR-процесс так, чтобы получился wow-эффект. Попробовать робота и не получить значимого эффекта означает похоронить идею внедрения. Стоимость лицензий велика, и оправдать внедрение RPA можно только сопоставимым результатом. Знаю случай, когда HR пролоббировал покупку робота. В итоге роботизировали загрузку фото сотрудников на портал. Робот работает, но загрузка «золотая». Разочарование от покупки было гораздо сильнее, чем грандиозные ожидания от нее.
Идеальный рецепт вашего робота
«Найти». Отталкивайтесь от процесса, а не от RPA. Сами или с помощью внешних консультантов определите несколько наиболее значимых узких мест.
«Не потерять». Оцените экономию ФОТ и репутационную составляющую. Запросите в профильной компании оценку оптимизации процесса с помощью RPA и других платформ, выберите то, что дешевле и быстрее. Идеально, если запросите оценку в компании, которая использует RPA только как один из нескольких инструментов. Если расчет показывает, что RPA позволит серьезно сэкономить, — внедряйте.
«Закрепить». Воодушевитесь первым успехом и повторите все сначала — автоматизируйте наиболее слабые места в процессе.
«Поделиться». Сходите на RPA-митап, HR-конференцию или слет по цифровизации. Выступите на мероприятии, поделитесь опытом с другими. Профессиональное сообщество даст вам бесценный обратный импульс — идеи, тренды, ошибки, рекомендации. Используйте полученный опыт для совершенствования HR-процессов.
Виктор Алексеев, руководитель направления (разработки) инновационных продуктов компании NFP
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА