ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2018года
Специфика
Мнения

Автоматизация HR-функции

Помимо автоматизации базовых HR-функций, связанных с кадровым делопроизводством, многие пробуют новые инструменты автоматизации рекрутмента: чат-боты, видеоинтервью, робота Веру. Отзывы неоднозначны. Несмотря на перспективность, роботы недостаточно надежны и универсальны и требуют сопровождения на начальном этапе. Мы поговорили с лидерами мнений в HR-tech и узнали, что работников и работодателей ждет в будущем.

Ирина Воспенникова, руководитель направления «HR-технологии и ИТ-решения повышения эффективности процессов в организациях» Фонда «Сколково»

Использование роботов и искусственного интеллекта в найме персонала уже не тренд, а реальность. Робот-рекрутер Вера провел более 1,5 млн интервью, то есть он позвонил каждому пятидесятому работоспособному гражданину России. Система автоматизированного сбора информации о кандидатах с job boards «Скилаз» обещает сократить срок закрытия позиции в два раза и снизить стоимость найма на 42 процента. В ходе роботизации профессии, в которых много рутинных процессов, уйдут в прошлое. С другой стороны, системы с искусственным интеллектом становятся более обученными и более сосредоточенными на конкретных проблемах, и здесь мы увидим значительное повышение эффективности сотрудников. А надо ли соревноваться с искусственным интеллектом? Отчет Global Human Capital Trends 2018 подтверждает, что технологии наиболее эффективны, когда они дополняют людей, а не заменяют их.

Виталий Крылов, основатель сервиса для мгновенного поиска работы PapaJobs

Автоматизация HR-функции положительно повлияет на бизнес. У каждого бизнеса есть своя задача. Задача ритейл-сетей — продавать товары, задача ресторанов — готовить еду и кормить людей. Функция HR — не профильная. Чем быстрее эту функцию автоматизируют, тем быстрее бизнес сместит фокус на свою основную задачу: рестораны начнут вкуснее кормить, магазины — лучше и дешевле продавать продукты, выполняя свое главное предназначение. Это первое. Второе, особенно актуальное для массового рекрутмента, которым мы как раз занимаемся. Сейчас, чтобы нанять огромное количество продавцов, работников магазинов или ресторанов, существует большое число HR-менеджеров, рекрутеров. Целые армии людей, которые ищут, отбирают, созваниваются с работниками. Это неэффективно и во многом зависит от человеческого фактора — в каком настроении сегодня рекрутер, так и будет происходить процесс. Насколько образован и опытен человек, который проводит собеседования физически, настолько он сможет разглядеть, перспективен кандидат или нет. До тех пор, пока отбор одних людей будет осуществляться другими людьми (в массовом рекрутменте), в компанию будут попадать люди, созданные для другой компании.

Наталья Толстая, директор и основатель компании «Амплуа», Основатель первого маркетплейса hr-продуктов hrBAZAAR

Неправильно говорить об автоматизации с точки зрения плюсов или минусов. Это неизбежная часть технологического прогресса, какими были в свое время колесо, автомобиль или компьютер. И здесь важно осознанно включиться в процесс. Осознанно — это значит разбираться в принципах автоматизации, выбирать те решения, которые подходят для ваших компаний, понимать, почему вам нужны именно эти решения. HR-специалисты, у которых это будет получаться, которые покажут реальные результаты в компаниях, где они работают, будут востребованы всегда. И никакие роботы их не заменят. Наша площадка HR&technology expo нужна как раз для повышения образованности и осознанности рынка HR в вопросах автоматизации и шире — для диджитализации процессов.

Ольга Бодрова, к. э. н., консультант по управлению персоналом и организационному развитию, карьерный коуч

Уже к 2030 году чуть ли не 75 процентов молодых людей останутся без работы. Но появятся новые профессии. Мир развивается в этом направлении, однако не так стремительно, как принято считать. Такие прогнозы мы слышим давно, но доля консервативного труда еще велика. Не стоит пугаться, что в нашей жизни или жизни следующего поколения наступит тотальная безработица по причине автоматизации. Если рутинные операции можно автоматизировать, то понадобится множество новых сотрудников, которые будут поддерживать эти системы. Неважно, будут они находиться внутри компании или в виде подрядчиков, провайдеров, аутсорсеров.

Что касается HR-функции, то я согласна, что автоматизация подбора персонала развивается стремительно. Робот Вера в некоторых компаниях используется достаточно успешно, но для массового подбора: отбирает резюме, обзванивает кандидатов. Еще много времени уйдет на оптимизацию этого ресурса, ведь роботы должны научиться реагировать на ситуации более точно, чем сейчас.

А вот в оценке персонала много субъективного и не все возможно оцифровать. Расчет зарплаты уже давно автоматизирован почти во всех компаниях. Многие идут по пути создания личных кабинетов для сотрудников или инфоматов, где работники могут получить информацию, заказать выписки, отчеты, справки 2-НДФЛ.

Сложно автоматизировать управление корпоративной культурой, внутренними коммуникациями, урегулирование конфликтов. Думаю, бояться нечего. Автоматизация сильно облегчает работу. Но мир становится сложным, взаимоотношения с сотрудниками скорее усложняются, чем упрощаются. Поэтому если мы и автоматизируем какую-то существенную часть работы, то много сил и времени нужно будет потратить на индивидуальное взаимодействие, создание комфортной среды для безопасного труда, и роль человека не уменьшится, а, наоборот, возрастет.

Индивидуальные услуги стоят дороже — у нас происходит битва за таланты. Хороших сотрудников все меньше, борьба за них все жестче. Роль HR будет трансформироваться в коммуникационную функцию человека, который создает удобную, комфортную, эффективную рабочую среду для талантливых сотрудников.

Светлана Сидоренко, руководитель HR-проектов компании «Леруа Мерлен»

Автоматизация HR-функции появилась в ответ на запрос самих HR-специалистов, которым, как и в любой профессии, необходимо передавать машине рутину: первичный отбор резюме, обработку данных по заданному сценарию, переписку в чате по заранее заготовленным вопросам. На данном этапе развития HR-сферы в этом и заключается главная задача автоматизации. С ней системы справляются неплохо, что подтверждается результатами опроса Rabota.ru. Почти 60 процентов компаний, где используется робот-рекрутер, разгрузили свои HR-отделы. Но угрозы потерять работу для HR-специалистов нет. И не будет еще долго. Когда машина включается в систему «человек-человек», начинаются трудности у соискателей. Психологически кандидат еще не готов общаться с роботом по телефону или проходить у него собеседование. Мир еще слабо роботизирован, поэтому такого рода взаимодействие в новинку для большинства людей. Автоматизация HR-функции необходима крупным компаниям с постоянной потребностью в массовом персонале. По данным опроса, 70 процентов компаний, использующих робота-рекрутера, доверяют ему именно эту область. Для малого и среднего бизнеса робот, осуществляющий подбор сотрудников, пока что нерентабелен.

Светлана Белодед, руководитель департамента по работе с персоналом QBF

Автоматический отбор резюме кандидатов и компьютерное тестирование соискателей — это реальность рекрутинга начала XXI века. В будущем руководители с помощью специальных программ смогут в режиме реального времени контролировать деятельность сотрудников. Но, несмотря на автоматизацию, HR-экспертов рано отправлять на пенсию: они возьмут на себя обучение новичков работе с программным обеспечением. Всегда будет востребован человек со знанием психологии, который сможет помочь в адаптации начинающих специалистов и скорректировать планы индивидуального развития профессионалов.

Татьяна Золотарева, директор по организационному развитию и управлению персоналом группы «Техносерв»

Бизнес сталкивается с вызовами, которые требуют гибкости, оперативности и концентрации, чтобы успешно двигаться вперед. Для этого необходимо высвобождение и оптимальное использование человеческих ресурсов. Среди возможных инструментов особое место занимает автоматизация HR-функции. Мы в «Техносерве» смогли упростить выполнение рутинных процессов, чтобы сфокусироваться на реальных потребностях бизнеса. В частности, сотрудникам «Техносерва» не нужно запоминать большое количество информации и думать, к кому в HR обратиться по тому или иному вопросу. Для решения своей задачи достаточно оставить заявку с помощью портала самообслуживания «Заявка в HR». Все запросы разбиты по удобным для пользователя категориям, автоматически маршрутизируются, позволяют отслеживать сроки. Если раньше для этого требовалась работа нескольких человек, то сейчас все полностью автоматизировано. Такой подход позволяет нам оптимизировать затраты и предоставлять нашим внутренним заказчикам HR-услуги высокого качества в сжатые сроки.

Александр Ветерков, Генеральный директор сайта по поиску работы и сотрудников Rabota.ru

В подборе персонала, в юриспруденции все больше рутины передается роботам. Но искусственный интеллект все равно не победит человека, ведь именно человек задает векторы его поведения. Чат-бот может выдавать ответы на стандартные вопросы, но кто-то должен научить его это делать. Кандидатам на вакансии я рекомендую расширять свою экспертизу и быть в курсе новых технологий.

Наталья Донская, 
HR-директор Академии «АйТи»

HR становится стратегическим партнером для бизнеса. К гуманитарной специализации добавляются навыки программирования, маркетинга, аналитики. Функции по развитию бренда работодателя ложатся на HR. Профессия эволюционирует. Тенденции таковы, что будет больше цениться человеческий фактор. В конечном счета автоматизация и роботизация нужны, чтобы у HR высвобождались временные ресурсы для непосредственной работы с персоналом. Несмотря на то, что препятствиями для автоматизации в компаниях являются высокая стоимость и длительные сроки внедрения решений. В то же время роботы нужны не для того, чтобы заменить HR-специалистов, а для того, чтобы они могли сфокусироваться на работе с людьми, а всю рутину переложить на плечи современных технологий.