ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2018года
Специфика
Охрана труда

Изменения в охране труда. К чему готовиться работодателям

Анастасия Самусенко, юрист компании Maxima Legal

Минтруд готовит кардинальные изменения в ТК в части охраны труда. Речь идет не о внесении отдельных правок, а о полной переработке раздела X. Предложения ведомства непосредственно отразятся на положении работников и работодателей. Читайте обзор изменений, на которые компаниям стоит обратить внимание, до того, как они вступят в силу.

Запрет на работу в опасных условиях

Обратите внимание:

ознакомиться с полным текстом предлагаемых изменений можно на федеральном портале проектов НПА. Наименование проекта — о внесении изменений в ТК (в части совершенствования трудового законодательства в области охраны труда).

Работодатель будет обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на них по результатам спецоценки отнесены к опасному (четвертому) классу (ст. 214.1 проекта федерального закона).

Приостанавливать будут не на определенный срок, а до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.

Для возобновления деятельности на рабочих местах работодателю нужно будет провести внеплановую спецоценку, результаты которой должны подтвердить снижение степени вредности.

Это означает, что условия труда должны быть не просто улучшены по сравнению с имевшимися, но официально классифицированы не как опасные, а как вредные (третий класс).

Последствия для работодателей. По данным Росстата, сейчас к вредному и опасному классу условий труда относится достаточно большое число рабочих мест. Например, по состоянию на конец 2017 года удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, составляет 37,9 процента от общей численности работников, трудящихся в РФ. Можно предположить, что порядка 20 процентов от этого числа работают в опасных условиях труда.

Изменения должны вступить в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что в течение ближайших полутора лет работодатели начнут поэтапное улучшение условий труда, чтобы не приостановить свою деятельность на неопределенный срок.

Такие изменения в законе представляются самыми радикальными, поскольку фактические возможности работодателей по улучшению условий труда на рабочих местах не соответствуют задаваемым темпам. От работодателей потребуется существенное изменение технологических процессов, замена производственного оборудования и проведение иных мероприятий, направленных на снижение класса опасности условий труда, реализация которых может занять значительное количество времени и потребует немалых финансовых затрат.

Исключения. Положения о необходимости приостановить деятельность не будут применяться в отношении работ, связанных с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также иных отдельных видов работ, перечень которых будет утвержден Правительством с учетом мнения РТК.

Важный нюанс:

Минтруд предлагает уйти от списочного подхода в отношении выдачи СИЗ. Нормы бесплатной выдачи средств защиты станут едиными и типовыми и не будут разделяться по профессиям и видам работ.

Последствия для работников. На время приостановки работ за каждым из работников сохранится место работы (должность) и средняя зарплата. Кроме того, работник с его письменного согласия может быть переведен на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Ограниченное применение труда женщин

С принятием поправок будет предусмотрен полный запрет применения труда женщин на рабочих местах с опасными условиями труда. Аналогичный запрет коснется применения труда беременных женщин и работающих женщин в период грудного вскармливания на рабочих местах с вредными условиями труда (ст. 253 проекта федерального закона).

Согласно данным Росстата, в течение последних трех лет количество женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, превышало 30 процентов от общего числа лиц, работающих в таких условиях.

Последствия для работодателей. Проект поправок в ТК не предполагает установление специального переходного периода в данном случае. Соответствующие изменения вступят в силу по истечении 180 дней со дня их принятия. Это значит, что у работодателей будет около полугода, чтобы произвести изменения в кадровом составе.

Последствия для работников. Для женщин вступление в силу указанных изменений будет означать либо перевод на другую работу, либо прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК).

Дополнительные обязанности работодателей

Целый блок поправок Минтруда касается создания в компаниях эффективной системы управления охраной труда (ст. 214, 217 проекта федерального закона). Ставка делается на приоритет профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Оценка эффективности. Работодателей обяжут проводить систематическую оценку эффективности системы управления охраной труда.

В дополнение — выявлять опасности и профессиональные риски и проводить их регулярный анализ и оценку, а также проводить иные системные мероприятия по управлению профессиональными рисками.

Последствия для работодателей. Проект федерального закона не содержит конкретных норм относительно того, каким образом рабо-тодатели должны выполнять новые обязанности и в каком случае их выполнение будет надлежащим, а в каком — недостаточным.

Такой абстрактный характер предлагаемых норм до формирования правоприменительной практики повлечет для работодателей риски, связанные с привлечением к ответственности за неисполнение обязанностей в области охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП).

Ориентиром для работодателей станут рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению, а также типовое положение о системе управления охраной труда, которые будут разработаны Минтрудом с учетом мнения РТК.

Информирование об условиях труда. Расширятся обязанности работодателей, касающиеся информирования об условиях и охране труда на территории работодателя и рабочих местах. При осуществлении на территории, находящейся под контролем работодателя, работ или услуг работниками сторонних организаций (к которым будут относиться любые подрядчики) работодатель обязан до начала таких работ информировать лиц, производящих работы, о существующих рисках причинения вреда здоровью. Также придется разработать конкретные мероприятия, исключающие возможность причинения вреда здоровью работников сторонних организаций, и принимать участие в их реализации.

Последствия для работодателей. Дополнительная нагрузка на службу охраны труда, которая должна заблаговременно озаботиться разработкой комплекса мероприятий по обеспечению безопасности условий труда не только для своих работников, но и для любых третьих лиц, которые выполняют работы на территории работодателя.

Последствия для работников. Усиление мер защиты от возможного повреждения здоровья и производственного травматизма.

Требования к специалистам по охране труда

Минтруд предлагает ужесточить требования к квалификации лиц, отвечающих за охрану труда. Такие специалисты должны соответствовать требованиям профстандарта и подтвердить это по результатам независимой оценки квалификации.

С 2021 года специалист по охране труда будет обязан соответствовать требованиям профстандарта и проходить независимую оценку квалификации
 

Сейчас независимая оценка квалификации — необязательная процедура (ст. 196–197 ТК). Кроме того, нормативная база для проведения оценки еще не доработана, а центры оценки только начинают создаваться.

Также Минтруд предлагает пересмотреть положения, согласно которым обязательное введение в штатное расписание должности специалиста по охране труда потребуется в том случае, когда численность работающих в компании превышает 100 человек.

В нынешней редакции ст. 217 ТК должность специалиста вводится при численности персонала в 50 и более человек.

Последствия для работодателей. Дополнительные затраты на обучение специалистов по охране труда. Ухудшение ситуации по охране труда в небольших организациях, которых избавят от обязательного приема в штат специально обученных людей.

Последствия для работников. Необходимость повышения уровня подготовки для специалистов по охране труда. Сокращения или переводы специалистов в небольших компаниях, численность персонала которых не превышает 100 человек.

Расследование микротравм

Еще одно изменение, накладывающее дополнительные обязанности на работодателей, связано с введением классификации видов повреждения здоровья работников.

Минтруд предлагает разделить их:

— на несчастные случаи на производстве;

— профессиональные заболевания;

— микротравмы.

К микротравмам будут относиться ссадины, кровоподтеки, ушибы, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами при исполнении трудовых обязанностей или выполнении иной работы по поручению работодателя.

Важное условие: такие повреждения не должны влечь за собой расстройство здоровья или наступление временной нетрудоспособности работника (ст. 226 проекта федерального закона).

Такие случаи работодатели будут обязаны учитывать, а также самостоятельно проводить анализ обстоятельств и причин, приведших к возникновению микротравм, при получении обращений от работников. При этом особого порядка для расследования микротравм не предложено.

Последствия для работодателей. Возрастет нагрузка на специалистов по охране труда, а также на комиссии по расследованию несчастных случаев.

Последствия для работников. Дополнительные гарантии защиты от повреждений на рабочем месте.

Дистанционное наблюдение за производством

К слову сказать:

ИП получат право предоставлять работодателям аутсорсинговые услуги по охране труда. Сейчас такое право имеют только организации, прошедшие специальную аккредитацию (ч. 3 ст. 217 ТК).

Работодатели получат право вести контроль за безопасностью выполнения работ с помощью электронных устройств, обеспечивающих видео-, аудио или иную фиксацию процесса производства.

Сделать это можно будет с помощью видеокамер и других технических средств. Если работодатель решит использовать такой способ контроля, то он будет обязан проинформировать об этом работников (ст. 214.2 проекта федерального закона).

Кроме того, Минтруд предложил разрешить компаниям вести документооборот в области охраны труда в электронном виде.

В ведомстве считают, что это значительно облегчит положение работодателей, а также позволит им избежать претензий контролирующих органов.

Например, сейчас очень многие компании вводят корпоративные электронные базы документов, в которых в электронном виде хранятся различные внутренние документы. Кроме того, работодатели практикуют электронное ознакомление работников с такими документами.

В итоге компанию могут привлечь к ответственности, ведь электронный документооборот практически не регламентирован, а закон требует получения от работников собственноручных подписей. В области охраны труда речь идет о таких документах, как журналы с инструктажами, личные карточки, наряды-допуски и т. п.

Последствия для работодателей. Упрощение документооборота в области охраны труда, возможность оперативного взаимодействия с проверяющими органами, которым компания сможет предоставить дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов. Для электронного ознакомления с документами потребуется оформить сотрудникам электронные подписи.

Последствия для работников. Риск фальсификации со стороны работодателя документов об ознакомлении работников с условиями труда на рабочих местах, а также с другими важными документами, которые в настоящее время требуют личного ознакомления работников под подпись.

 
Звезда
за правильный ответ
Вы внимательно прочитали статью? Тогда ответьте на вопрос:
Неправильно
Правильно!
При какой штатной численности нужно вводить должность специалиста по охране труда?
В нынешней редакции ст. 217 ТК должность специалиста вводится при численности персонала в 50 и более человек. Минтруд предлагает увеличить численность до 100 человек.
Более 50 человек
Более 100 человек
При любой численности персонала